Диагностика электродвигателей
После запуска двигатель не разворачивается или скорость вращения вала не соответствует номинальному значению.
Обрыв обмотки статора или питающего провода, плохой контакт в пускозащитной аппаратуре, повреждения в обмотке двух фаз ротора приводящих к исчезновению тока. Результатом этого становится то, что в электрической машине перестают действовать магнитные поля, воздействующие на движение ротора (якоря). Низкая частота оборотов двигателя является следствием слабого контакта в обмотке якоря, значительного снижения напряжения в питающей сети, а так же повышения сопротивления цепи ротора, т.к. увеличивается коэффициент скольжения, и соответственно происходит снижение частоты вращения.
Цепь фазного ротора разомкнута, но двигатель приходит во вращение.
Как только в изоляции обмотки якоря появляются пробои может произойти КЗ. Как результат, двигатель разворачивается с минимальной скоростью, но при этом в цепи наводится ток максимального значения. Это приводит к тому, что обмотка подвергается высокому нагреву из-за короткозамкнутых витков и ЭД может полностью выйти из строя.
Двигатель при работе нагревается выше допустимых значений равномерно по всей поверхности.
Повышение температуры корпуса свидетельствует продолжительной перегрузке и недостаточном отводе тепла. Слабая вентиляция двигателя приводит к тому, что из-за нагрева быстрее изнашивается изоляция обмоток и происходит короткое замыкание.
Двигатель издает сильный шум, появляется запах нагретой изоляции, падают обороты, происходит перекос тока по фазам.
Это свидетельствует, что в двигателе имеет место локальный нагрев в обмотке статора. Это является следствием замыкания обмотки на корпус или между фазами, а так же если катушки соединены по неправильной схеме или витки замыкают между собой.
Двигатель искрится и появляется дым с резким запахом гари.
Местный нагрев активной стали статора нарушает целостность обмотки и образовывает КЗ между листами статорного железа. Происходит это по причине задевания якоря о статор электродвигателя в процессе вращения и сопровождается характерным повышенным гулом и вибрацией с появлением искр или запаха гари. Ротор начинает соприкасаться со статором из-за уменьшения допустимого радиального зазора, связанного с естественным износом подшипников качения, изгибом вала под действием деформаций или межвитковые замыкания обмотки статора. В последнем случае, именно одностороннее притяжение ротора приводит к нагреву и соприкосновению с активной сталью статора.
Повреждена изоляция на обмотках.
Ухудшение изоляции становится следствием многих факторов. Продолжительная работа при повышенной температуре двигателя, влага, пыль и стружка, которые скапливаются на поверхности и служат отличным проводником тока. Это вызывает замыкания между фазами или на корпус электрической машины.